Найти работу после 50-ти— невероятно сложная задача. Работодатели часто не хотят нанимать людей после 50-ти, и большой проблемой становится не получить работу, а получить хотя бы приглашение на собеседование.
К этому добавляются другие сложности, такие как: отсутствие актуального, современного опыта; проблемы со здоровьем; семейные проблемы; отсутствие знаний в технологиях (например, умение работать на компьютере) и т.д.
Несмотря на все сложности с поиском работы и нежелание работодателей связываться с людьми за 50, у этих людей существует ряд преимуществ перед молодыми:
До того как начать поиск, задайте себе несколько важных вопросов и распишите ответы на них на бумаге.
что мне нравится делать? что я бы мог делать (в теории) бесплатно и все равно при этом получать удовольствие?
Далее начинайте детально изучать идеи, которые хоть как-то бы вписывались в то, что вы написали на бумаге — то есть которые бы задействовали ваши таланты, навыки и способности и укладывались в ограничения.
Расскажите друзьям, знакомым, родным, бывшим коллегам о том, что вы ищите работу, в том числе и на частичную занятость. Как правило, лучшие предложения находят через контакты.
Опубликуйте резюме на сайтах по поиску работы - это могут быть avito.ru, hh.ru, superjob.ru и др. “Опубликовать резюме” — значит заполнить определенные поля (имя, возраст, опыт работы, образование и пр.) и опубликовать его, т.е. сделать его публичным и видимым в интернете (иначе говоря, нажать на кнопку “Опубликовать” или что-то вроде того). Резюме не должно быть слишком подробным. Идеально, чтобы оно умещалось на одну печатную страницу. Делайте фокус не на возвраст, а на опыт, неконфликтность, активный образ жизни и т.д.
Не скрывать возраст, но и не акцентировать на нем внимание. В резюме не нужно указывать ваш опыт за последние 30 лет, большая часть из него может быть неактуальной (для работодателя). Укажите 2-3 последних места работы, а само резюме организуйте не по местам работы, а по функционалу.
Например: «Управленческая деятельность», «Преподавательская деятельность», “Работа с клиентами” и пр. Укажите в каждом таком разделе, что вы делали и каких успехов достигли. Это позволит работодателю увидеть сильные стороны соискателя, не акцентируя внимание на длительности рабочего стажа, а значит, на возрасте. Курсы повышения квалификации за последние годы тоже должны быть указаны.
Напишите на бумаге и проговорите вслух ответы на часто задаваемые вопросы. На интервью часто бывает, что кандидаты забывают, куда пришли, что хотели сказать. Поэтому репетиция крайне важна. Не надейтесь на память. Просто прорепетируйте.
Интегрируйте в ваши ответы, сильные стороны людей за 50, а именно: стабильность и надежность, нежелание и невозможность прыгать с места на место, большой опыт, взрослые дети, возможность работать удаленно и не на полную занятость, возможность делать ту работу, на которой молодые долго не работают и пр.
Первое время ходите на все, без исключения, собеседования, даже если работа для вас не совсем подходит, например, по местоположению и зарплате. Во-первых, это поможет преодолеть страхи и научит проходить собеседования. Во-вторых, на собеседовании, увидев вас лично, вам могут предложить другую, более желанную для вас работу.
Никогда не опаздывайте на собеседование. Если человек не может организовать себя, чтобы быть вовремя на такой важной встрече, как собеседование, значит он не уважает время работодателя и не сможет организовывать себя в работе.
Одежда. Вы должны выглядеть опрятно, чисто и соответствовать стилю позиции (и компании), на которую вы идете. Исключите яркие цвета, спортивную одежду и обувь, яркие носки и обувь, футболки, кепки, привлекающие внимание украшения (мужские и женские), резкий парфюм и т.д.
Возьмите с собой 2-3 копии вашего резюме. Захватите с собой пару лишних копий, на случай, если у человека или нескольких людей, которые будут вас собеседовать, вашего резюме не будет. Никогда не говорите фразу “Я там указывал в резюме” или “у меня там написано”.
Смотрите в глаза. Человек, который смотрит в сторону, в пол или в стол (или в свое резюме) выглядит неуверенным. Всегда смотрите в глаза, когда разговариваете с человеком или людьми, которые вас собеседуют, нравится ли вам это или нет.
Улыбайтесь! Даже если с вами разговаривают серьезно, напряженно, пренебрежительно — улыбайтесь! Улыбка — это признак силы. Она покажет вашу уверенность и позитивность как личности.
Никогда не считайте вопросы, которые вам задают “неуместными”, “личными” и пр. Опытные руководители задают те вопросы, которые считают нужными, чтобы максимально оценить кандидата не только с профессиональной точки зрения, но и с личной.
Всегда говорите правду. Но делать это нужно с умом. Во-первых, не нужно говорить того, что не нужно, если вас напрямую об этом не спрашивают. Например, не нужно рассказывать о конфликте на прошлом месте работы, если у вас этого не спрашивают напрямую.
Во-вторых. Любую правду можно сказать в негативном ключе, а можно в позитивном. На собеседовании вы, естественно, должны говорить позитивно о любом вашем опыте.
Будьте готовы к тому, что собеседований может быть десятки. При этом, очень часто, работодатель говорит что-то вроде “Мы вам перезвоним” и не перезванивает. Это нормально. Вы всегда можете позвонить и уточнить статус по вашей кандидатуре. И самое главное — запомните: то, что вас не взяли на работу после 1-2-3-10-20-50-ти собеседований — не повод сомневаться в себе. Воспринимайте эти встречи как бесценный опыт, учитесь, корректируйте свои (честные) ответы и продолжайте искать!
Отработав всю жизнь, люди после 50 могут оказаться никому ненужными на рынке труда. Но, для многих людей, учитывая жизненные ситуации, неидеальная работа лучше, чем ее отсутствие.
А может вам повезет и вы найдете работу в замечательной компании, где уважают и ценят людей всех возрастов. Но, везение не падает на голову. Чтобы его поймать, нужно “широко раскинуть сети”, нужно быть готовым к этому.
Поэтому, важно не опускать руки и пробовать!